Дошкольный возраст. Младший школьный возраст.

Основные тенденции развития в дошкольном возрасте.

Дошкольное детство ( от 3 до 7 лет) — большой и ответственный период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для развития. В то же время таит в себе опасную уязвимость ребёнка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он ещё очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве.

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития — раннем возрасте — сводились преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками. Поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим особые, новые для ребёнка требования.

Принципиально иной становится и сфера деятельности. С 3 до 7 лет это сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Интенсивно развивается и сфера общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам. Дошкольный возраст осваивает и более сложные формы — внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, а также происходит освоение взаимодействия среди сверстников.

Происходит закладка общей основы познавательных способностей, включая формирование таких видов мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического. Именно в дошкольном возрасте развивается символическая функция и воображение, лежащее в основе любого вида творческой активности.

Открытия.

Осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, ребёнок с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Через отношения со взрослым интенсивно развивается способность идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Ребёнок продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В дошкольный возраст в личностной сфере у ребёнка начинают формироваться иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Вместе с тем активно усваиваются нравственные нормы поведения, и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценности-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое восприятие действительности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и принимать во внимание и мнения других людей — как взрослых, так и сверстников.

Дошкольный возраст. Психологические характеристики.

Многие психологические характеристики, в том числе и неблагоприятные, носят ещё латентный, не вполне явный характер, а их проявления как бы «маскируются» под чисто детские, а значит, вполне естественные для этого периода черты незрелости. Впоследствии можно видеть, что в одних случаях социально желательные аспекты поведения детей оказываются преходящими, временными. В итоге постепенно, по мере взросления, ребёнок теряет их (например, робость и пугливость в новых ситуациях, импульсивность и непосредственность реагирования, эгоцентризм и т.д.). Однако во многих случаях в дошкольный возраст у ребёнка закладываются корни будущих проблем, поскольку здесь начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования. Происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности.

Зачастую родители обращаются к специалистам за помощью, когда проблемы, возникшие в дошкольном детстве, приобретают особую остроту с поступлением ребёнка в школу. При этом проблемы адаптации к школе могут усугубить старые трудности и породить новые, «школьные» проблемы.

Основные тенденции развития в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст — это особый период, когда в жизни ребёнка происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети». Эти системы связаны с игровой деятельностью — ведущей в данном возрасте. Однако игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения, но продолжает развивать психические функции ребёнка. Дети упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими игровыми действиями. Но педагогам необходимо помнить, что попытка приспособить детей к учебной деятельности через игру себя не оправдают. Такое обучение привлекательно для ребёнка, но не содействует переходу к собственно учебной деятельности, не формирует ответственного отношения к выполнению учебных заданий.

С поступлением в школу в жизни ребёнка появляется учитель, отношения с которым начинают определять его взаимодействие не только с одноклассниками, но и с родителями. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребёнка. Он является официальным носителем общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это объективная мера его знаний, а не выражение личного отношения учителя.

Итак, ребёнок приходит в школу, и первая трудность заключается в том, что мотив, с которым он начинает учебную деятельность, не связан с содержанием этой деятельности. Как правило, это внешняя мотивация, навязанная ребёнку родителями или значимыми взрослыми. Формирование познавательной мотивации очень тесно связано с содержанием и способами обучения. Действительная мотивация имеет место, когда дети мчатся в школу, где им хорошо, приятно, содержательно и интересно.

Познавательные интересы младших школьников складываются постепенно. Они не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, тем более если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось должного внимания. Для маленького школьника выполнение интеллектуальных операций всегда связано с трудностями. Представим некоторые из них:

  • анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении;
  • представление о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество;
  • определение понятий. Ребёнок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис.

Деятельность.

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, самообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими, чему помогает прогресс в речевом развитии. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта — единство личности, появление «Я-концепции». Ребёнок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Таким образом, направлениями коррекционно-развивающей работы с дошкольниками и младшими школьниками являются:

  • развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания);
  • коррекция трудностей учебной деятельности у младших школьников;
  • развитие навыков общения;
  • коррекция и развитие эмоциональной сферы;
  • развитие самосознания;
  • коррекция трудностей поведения и характера;
  • упражнения для работы с тревожным и застенчивыми детьми;
  • упражнения для работы с агрессивными и конфликтными детьми;
  • развитие моторики;
  • релаксационные игры и упражнения.

Дошкольный возраст. Младший школьный возраст.: 1 комментарий

Добавить комментарий