Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) — большой и ответственный период онтогенеза, который предоставляет огромные возможности для развития. В то же время таит в себе опасную уязвимость ребёнка ко многим неблагоприятным условиям, поскольку он ещё очень мал и остро нуждается в любви, защите и заботливом руководстве.

Дошкольный ребёнок, основные тенденции развития

Социальная ситуация развития дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития — раннем возрасте — сводились преимущественно к узкому семейному кругу. Дошкольник начинает активно осваивать сферу общения со сверстниками. Поступив в дошкольное учреждение, включается и во взаимоотношения с воспитателем как социальным взрослым, предъявляющим особые, новые для ребёнка требования.

Принципиально иной становится и сфера деятельности. С 3 до 7 лет это сюжетно-ролевая игра, рисование, конструирование, восприятие сказки и многие другие виды активности. Интенсивно развивается и сфера общения: дополнительно к ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формам. Дошкольный возраст осваивает и более сложные формы — внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, а также происходит освоение взаимодействия среди сверстников.

Происходит закладка общей основы познавательных способностей, включая формирование таких видов мышления, как наглядно-действенное, наглядно-образное и элементы словесно-логического. Именно в дошкольном возрасте развивается символическая функция и воображение, лежащее в основе любого вида творческой активности.

Открытия в раннем возрасте

Осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению, ребёнок с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. Через отношения со взрослым интенсивно развивается способность идентификации с людьми, сказочными и воображаемыми персонажами, природными объектами, игрушками, изображениями и т.д. Ребёнок продвигается в развитии речевого общения и общения посредством выразительных движений, действий, отражающих эмоциональное расположение и готовность строить позитивные отношения.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом, ребёнок начинает приобретать интерес к телесной конструкции человека, в том числе к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации.

В дошкольный возраст в личностной сфере у ребёнка начинают формироваться иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированная самооценка, элементы волевой регуляции поведения. Вместе с тем активно усваиваются нравственные нормы поведения, и на основе постепенно накапливающегося жизненного опыта возникают ценности-смысловые образования. К концу дошкольного возраста также заметно возрастают возможности произвольной регуляции поведения, а эгоцентрическое восприятие действительности постепенно уступает место способности учитывать не только свою точку зрения, но и принимать во внимание и мнения других людей — как взрослых, так и сверстников.

Дошкольный возраст. Психологические характеристики.

Многие психологические характеристики, в том числе и неблагоприятные, носят ещё латентный, не вполне явный характер, а их проявления как бы «маскируются» под чисто детские, а значит, вполне естественные для этого периода черты незрелости. Впоследствии можно видеть, что в одних случаях социально желательные аспекты поведения детей оказываются преходящими, временными. В итоге постепенно, по мере взросления, ребёнок теряет их (например, робость и пугливость в новых ситуациях, импульсивность и непосредственность реагирования, эгоцентризм и т.д.). Однако во многих случаях в дошкольный возраст у ребёнка закладываются корни будущих проблем, поскольку здесь начинают формироваться достаточно устойчивые особенности личностного реагирования. Происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей, закрепляются некоторые характерологические особенности.

Зачастую родители обращаются к специалистам за помощью, когда проблемы, возникшие в дошкольном детстве, приобретают особую остроту с поступлением ребёнка в школу. При этом проблемы адаптации к школе могут усугубить старые трудности и породить новые, «школьные» проблемы.

В нашей следующей статье «младший школьный возраст»,Вы можете ознакомиться с важными тенденциями развития школьника.

Дошкольный возраст: 1 комментарий

Добавить комментарий