Развитие речи ребёнка (Дети 1-3 года). Список игр

В раннем возрасте у ребёнка происходит интенсивное развитие речи (активной речи), которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Среди причин запаздывания формирования разговорной речи у современных малышей психолого-практики отмечают прежде всего искажение, а также скудность форм совместного общения и деятельности взрослого и ребёнка. Это и чрезмерная активность взрослого, которая не оставляет места инициативе ребёнка. Взрослый буквально угадывает все желания ребёнка, у которого, в свою очередь, и не возникает необходимости активного обращения к взрослому.

Эта необходимость не возникает и в ситуации, если в отношениях с ребёнком в семье на первом плане продолжает оставаться эмоциональное взаимодействие (для выражения чувств не всегда нужны слова). Непременным условием речевого развития является включенность ребёнка в общение с другими людьми. Недостаточная интенсивность речевого общения может объясняться занятостью, усталостью родителей, которые начинают приветствовать самостоятельные занятия ребёнка. Удобство родителей, их спокойствие иногда становится фактором, ограничивающим речевое развитие ребёнка.

Другой стороной является понимание речи взрослого. С развитием слушания и понимания сообщений, выходящих за пределы конкретной ситуации, речь становится средством познания действительности. Педагогам и родителям нужно разумно стимулировать высказывания ребёнка, побуждать его говорить о своих желаниях. Непременным условием развития активной речи малыша является сотрудничество взрослого и ребёнка, например, в совместных играх

Развитие речи ребёнка. Список игр:

Кто внимательный?

Цель: развитие остроты слуха, умения правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кукла, игрушечный мишка, машинка.

Ход игры: Ребёнок сидит на расстоянии 2-3 м от взрослого, а на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает ребёнка: «Сейчас я буду давать тебе задания, говорить буду шепотом, поэтому сидеть надо тихо, чтобы было слышно. Будь внимательней!» Затем говорит:

Возьми мишку и посади в машину. Возьми мишку из машины. Посади в машину куклу. Покатай куклу в машине.

Ребёнок должен услышать, понять и выполнить эти команды. Задания нужно давать краткие и простые, а произносить их тихо, но очень чётко.


Сделай то, что я скажу

Цель: формирование умения дослушивать задание до конца, осмысливать его и выполнять соответствующие действия. Различать противоположные по значению действия (подняться вверх — спуститься).

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: кубики, две матрёшки, две куклы в платьях разного цвета, тазик с водой, кроватка, машина.

Ход игры: взрослый строит лесенку из кубиков. У её основания и на верхней ступени ставит по матрёшке (можно взять любые другие небольшие фигурки). Затем взрослый просит ребёнка: «Помоги матрёшке спуститься с лесенки!». Если ребёнок все делает правильно, его хвалят и просят рассказать, как матрёшка спускалась с лесенки (прыг-прыг-прыг). Ребёнку предлагаются следующие задания:

  • попроси водичку мыть куклу в красном платье (ребёнок находит куклу и умывает её водой из тазика, приговаривая: «Водичка, водичка, умой кукле личико!»);
  • помоги матрёшке подняться по лесенке (взрослый учит ребёнка сопровождать подъём матрёшки словами: вверх, вверх… и наверху);
  • куклу в зелёном платье уложи в кроватку и укачай (ребёнок и взрослый вместе напевают:»А-а, а-а, люли, дети все уснули»);
  • матрёшку, которая стоит на лесенке, покатай на машине (ребёнок катает и приговаривает: «Вперёд — назад, вперёд — назад»).

Можно придумать и другие задания. Если ребёнок отвлекается и не дослушивает до конца задание, его повторяют ещё раз.


Снег

Цель: развитие у ребёнка способности понимать инструкции взрослого, выполнять соответствующие движения, использовать в речи предлоги.

Форма проведения: индивидуальная.

Материал: белые платочки.

Ход игры: взрослый читает стихотворение А. Барто:

Снег, снег кружится, Белая вся улица! Собрались мы в кружок, Завертелись, как снежок!

Взрослый во время чтения делает круговые движения кистями рук и кружится. Затем предлагает ребёнку превратиться в снежинку: надевает ему на голову или даёт в руки белый платочек. Снова читает стихотворение, и ребёнок повторяет за взрослым движения снежинки. После чтения стихотворения взрослый прячет ребёнка-снежинку (за шкаф, под стол или за дверь) и спрашивает: «Куда залетела белая снежинка?».

Ребёнок отвечает: «За шкаф!» Вновь взрослый прячет снежинку и спрашивает, куда она залетела. Ребёнок каждый раз отвечает на вопрос, используя соответствующие предлоги.

Стихотворение читается 3-4 раза, столько же «прячется снежинка».


Во дворе

Цель: развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.

Ход игры: Взрослый выразительно читает стихотворение и показывает ребёнку соответствующие игрушки.

Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу. Кудах-тах-тах! Снеслась в кустах. Мур-мур-мур, Пугаю кур! Ам-ам! Кто — там? Кря-кря-кря! Завтра дождь с утра! МУ-му-му! Молока кому?

(А.Барто)

Прочитав стихотворение, взрослый задаёт ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и так далее.


Часы тикают

Цель: развитие звукопроизношения, закрепление правильного произношения звука «К», звук «Т» (Ть). Развитие голосового аппарата, выработка умеренного темпа речи, умения произносить слова быстро и медленно, громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большие и маленькие часы (настоящие или игрушечные).

Ход игры: взрослый показывает ребёнку настольные часы и приглашает послушать, как они «разговаривают». Он говорит: «Это часы. Когда они идут, то тикают «Тик-так, тик-так»». Взрослый предлагает ребёнку воспроизвести тиканье часов, если у ребёнка недостаточно чёткое звукопроизношение, упражнение повторяют несколько раз.

Взрослый продолжает рассказывать: «Часы бывают разные: большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часики люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит «Тик-так» громко), а маленькие часики — тихо (произносит «Тик-так» тихо)». Затем взрослый предлагает ребёнку воспроизвести тиканье больших и маленьких часов.

Далее взрослый говорит: «Большие часы, когда идут, тикают медленно». Произносит «Тик-так» в слегка замедленном темпе и предлагает ребёнку вместе воспроизвести медленное тиканье больших часов.

«Теперь послушай, как тикают маленькие часики, — говорит взрослый и произносит «Тик-так» в слегка ускоренном темпе, а потом предлагает воспроизвести тиканье больших и маленьких часов, т.е. проговорить эти звукоподражания быстро и медленно. Взрослый следит за правильным и чётким произношением звуков «К» и «Т» (Ть).


Собачка лает

Цель: укрепление артикуляционного и голосового аппарата ребёнка, уточнение и закрепление произношения звука «Ф». Обучение умению умеренно громко и очень громко произносить звукосочетания «Аф-фа!»,»Фу-фу!», широко открывать рот при произнесении «Аф-аф!».

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: большая и маленькая игрушечные собачки, любой головной убор (шапка, берёт), лягушка или любое мелкое животное.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку маленькую собачку и предлагает послушать, как она лает («аф-аф-аф!»). Он объясняет, что когда собака лает, она широко открывает пасть (повторяет «аф-аф-аф!», широко открывая рот). Ребёнок вместе со взрослым, а затем один повторяет, как лает собачка.

Собачка «подходит» к шапке или берету и «пытается залезть» в него. Взрослый грозит собачке пальцем и строго говорит: «Aaaae-ффу, нельзя!». Когда собачка ещё раз «пытается влезть в шапку», ребёнок повторяет запрет «ффу!» вместе со взрослыми и один (4-5 раз).

Взрослый убирает головной убор и показывает большую собаку, объясняя, что большая собака лает громко («аф-аф!» произносится громче обычного), а маленькая не так громко.

Взрослый спрашивает, как лает большая собака и как маленькая, а ребёнок отвечает. Взрослый добивается, чтобы ребёнок правильно и чётко произносил звукосочетания, умеренно громкие и громкие.

Взрослый говорит: «Смотри, наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание ребёнка на сидящую лягушку (или котёнка, цыплёнка и т.д.) и просит сказать собакам, чтобы они не лаяли и не пугали лягушку. Ребёнок повторяет за взрослым «Фу-фу! Нельзя лаять!»


КАП-КАП-КАП

Цель: развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: картинка с изображением дождя.

Ход игры: взрослый показывает ребёнку картинку и говорит: «Дождик пошёл. Сначала тихо закапал: «Кап-кап-кап». (Ребёнок тихо повторяет: «Кап-кап-кап».) Потом застучал сильнее: «Кап-кап-кап!» (Ребёнок повторяет громче: «Кап-кап-кап!») Опять тихо капает дождик и перестал!»

В конце игры взрослый читает потешку:

Дождик, дождик, Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять — Мы промочим ножки. 

(Русская народная песенка)

Ребёнок вместе со взрослым повторяет звукоподражание «кап-кап-кап».

Развитие речи ребёнка (Дети 1-3 года). Список игр: 1 комментарий

Добавить комментарий