Упражнения для развития моторики у детей в возрасте 1, 2, 3 года
Развитие моторики у детей в раннем возрасте является важной задачей для развития ребёнка в целом. Любой малыш, ограниченный в передвижении и в пространстве, отстаёт в развитии познавательной деятельности. Его исследования окружающего мира в этом случае исчерпываются очень небольшим пространством, расположенным вблизи него. Предлагаем вам ознакомиться со специальными упражнениями, которые помогут развить общую, мелкую и крупную моторику.
Упражнения для развития крупной и мелкой моторики
Развитие формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Список упражнений:
- «Бревнышко». Из положения лёжа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.
- «Колобок». Лёжа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.
- Из положения лёжа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.
- Ползание на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).
- Ползание на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).
- Ползание на четвереньках. Ползание вперёд, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т.д. При освоении этих упражнений можно положить ребёнку на плечи плоский предмет (книгу) и поставить задачу его не уронить. Благодаря этому отрабатывается плавность движений, улучшается ощущение положения своего тела в пространстве.
- «Паучок». Ребёнок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырём направлениям — вперёд, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноимённая рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.
- «Гусята». Отрабатывается «гусиный» шаг с прямой спиной по 4ём направлениям (вперёд, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.
- Шаг на месте. Ребёнок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.
- «Зоопарк». Ребёнок изображает различных животных и птиц.
Упражнения для развития общей моторики детей
Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса. Общий принцип этих упражнений — сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.
- «Лодочка». Ребёнок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
- Ребёнок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребёнок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами.
Групповые игры для детей в возрасте 1, 2, 3 года
- Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.
- «Паровоз». Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача — вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими: задача остальных — максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящем сзади. По команде педагога дети останавливаются, первый встаёт в конец паровоза и т.д., пока каждый не побывает в роли ведущего.
Рекомендуем! На нашем сайте есть замечательные подборки игр и упражнений для детей дошкольного возраста:
- Развитие речи у детей в возрасте 1-3 года.
- Развитие координации движений у детей в возрасте 1-3 года.
- 9 разнообразных игр на общее развитие детей.
Надеемся наша статья «упражнения для развития моторики» была Вам полезной. Будем рады Вашим отзывам и пожеланиям. Спасибо.
А будут упражнения для детей по старше?
Данная статья очень полезна, жду её дополнение
Сергей, будут упражнения для разных возрастов. Это очень важно знать и практиковать с детьми. Будут интересные статьи по развитию эмоциональной сферы, мышления, формирования навыков общения и многое другое.