Игры и упражнения на развитие координации движений детей 1 — 3 лет
Координация движения — процессы согласования активности мышц тела, что способствует успешному выполнению двигательных задач. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. Развитие координации у детей происходит с момента рождения и важно помочь им в развитии благодаря специальным упражнениям и играм.
Упражнения для развития координации движений у ребёнка
«Идём по мостику»
Цель: обучение ребёнка правильной ходьбе, умению ориентироваться на местности.
Форма проведения: индивидуальная и групповая.
Ход действий: на полу или площадке проводится линия. Ребёнок идёт по прямой линии сначала с помощью взрослого, потом самостоятельно. Взрослый приговаривает:
Через мост перейти Надо нам, ребята. В дальний лес Мы пойдем, Там грибы-маслята.
После того как ребёнок освоит это упражнение, добавляют ходьбу зигзагом (между кубиками).
«Перешагни через верёвочку»
Цель: развитие координации движений, ловкости, формирование правильной осанки, навыка преодоления препятствий.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход действий: протягивается и закрепляется веревочка на расстоянии 10-15 см от пола. Ребёнок сидит на скамеечке на расстоянии 5 м от веревочки. По просьбе взрослого малыш идёт и перешагивает через веревочку. Взрослый контролирует осанку и смыкание губ (спина должна быть прямая, рот закрыт), следит за тем, чтобы упражнение выполнялось чётко и красиво.
Игры на развитие координации движений у детей в возрасте 1, 2, 3 года
«Пляшут малыши»
Цель: обучение ритмичным движениям, умению слушать простую мелодию.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках кружком, и взрослый предлагает одному их них сплясать: «Миша сейчас спляшет, а ребятки ему похлопают!» Ребёнок выходит на середину круга, а взрослый поёт (на мотив «Ах вы, сени…»):
Вот наш Мишенька встаёт, Он плясать сейчас начнёт. Будет Мишенька плясать, Всех ребяток забавлять! Миша, Миша, попляши, Нашим деткам помаши. Выбирай других плясать И ребяток забавлять!
Ребёнок пляшет, дети хлопают в ладошки.
Игра на развитие бега «Догонялки»
Цель: обучение ориентироваться в пространстве, развитие навыков бега на небольшие расстояния, тренировка умения быстро выполнять простейшие команды по ходу игры.
Форма проведения: групповая.
Ход игры: Один ребёнок сидит на стуле, к нему подходит взрослый с другими детьми, они говорят:
Мы веселые ребята, Любим бегать и играть! Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три, четыре, пять!
При слове «Пять» все бегут, а ребёнок, сидящий на стуле, встаёт и догоняет. Тот, кого он поймал, садится на стул, и игра повторяется.
«На горку»
Цель: развитие координации движений, равновесия, укрепление мышц стоп.
форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: взрослый сидит или стоит, а ребёнка ставит перед собой, поддерживая за кисти рук, приговаривая: «Взбираемся на горку», стимулирует перемещение стоп ребёнка по ноге взрослого. Когда ребёнок поднимается высоко, взрослый читает русскую потешку:
Ой, ребята, та-ра-ра! На горе стоит гора, А на той горе дубок, А на буде воронок!
Игра «Выше и выше»
Цель: развитие координации движений, мышц туловища и конечностей, ловкости.
Форма проведения: индивидуальная.
Ход игры: с помощью взрослого ребёнок поднимается по лестнице-стремянке или спортивной стенке. На верхней ступеньке висит яркая игрушка. Взрослый при этом приговаривает: «Лезет, лезет мишка, вот и влез высоко!» Взяв игрушку, ребёнок должен медленно спустится вниз. Взрослый страхует ребёнка, при необходимости помогает ему.
«Маленькие ножки бежали по дорожке»
Цель: формирование правильной осанки, развитие зрительной и слуховой памяти, сообразительности, концентрации и устойчивости внимания, мышления (умения создать образы лёгкого и быстрого, медленного и тяжёлого движения). Развитие у ребёнка умения согласовывать свои движения с действиями других. Автоматизация звука «Ш» в связном тексте.
Форма провидения: индивидуальная и групповая.
Ход игры: ребёнок и взрослый садятся лицом друг к другу. Взрослый просит ребёнка показать свои ножки. Ребёнок поднимает ноги. Взрослый говорит: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребёнок бежит и приговаривает:
Маленькие ножки бежали по дорожке. Маленькие ножки бежали по дорожке
Затем взрослый говорит, что у медведя ноги большие, идёт он медленно: «Большие ноги шли по дороге. Большие ноги шли по дороге». Припевка повторяется несколько раз. Ребёнок в соответствии со словами и ритмом припевки то бегает, то ходит, создавая образы то быстрого и легкого, то медленного и тяжёлого движения.
Рекомендуем! На нашем сайте есть замечательные подборки игр и упражнений:
- Развитие речи у детей в возрасте 1-3 года.
- Упражнения на развитие моторики для детей 1-3 года.
- 9 разнообразных игр на общее развитие детей.
Если у Вас возникли вопросы, будем рады ответить Вам. Мы стараемся отбирать и публиковать лучшую информацию для развития детей. Благодарим за прочтение данной статьи.