Общеразвивающие игры для детей от 1 до 3 лет

Игра удовлетворяет многие потребности ребёнка — потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить своё любопытство, исследовать окружающий мир. В развитии ребёнка раннего возраста игра имеет огромное значение. Все общеразвивающие игры носят особый характер для развития детей.

Любая подвижная игра это залог успеха на физическое развитие ребенка. В наше информационное время дети становятся менее подвижны. Причины тому планшеты, телефоны и т.д. Нужно очень сильно ограничивать детей от доступа к этой технике. В первую очередь нужно самим не поддаваться этой слабости и не сидеть перед ребенком в телефоне или компьютере. Ведь если ребенок видит, чем занят взрослый, он его начинает копировать. Ребенку хочется того же, ему это интересно. По этому мы неоднократно затрагиваем тему о примере взрослых детям.

Трудно представить ближайшее будущее детей, если они будут вести такой неподвижный образ жизни. Меньше активности и движений. Сидячий образ жизни. Это и проблемы с позвоночником в будущем и в полном формировании мышц, суставов и т.д. Если говорить о спорте, можно вообще позабыть об успехах в будущем ребенка, если мы с детства не будем прививать активное физическое участие детей в жизни.

Общеразвивающие игры, их задачи и возможности:

  • приобретение сенсорного опыта. Дети могут плескаться водой, отрывать у цветков лепестки. Благодаря сенсорной игре дети узнают о своих физических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают.
  • развитие моторики.
  • научение выплёскиванию эмоций. Играя в так называемую игру-возню, ребёнок учится сдерживать свои чувства, контролировать импульсивные желания, что помогает ему избавиться от негативных привычек, которые не приемлются группой.
  • развитие навыка речи. Дети любят играть со словами. Они экспериментируют с ритмическим строем и мелодией речи, объединяют слова друг с другом, придавая им новое значение. Игра со словами даёт детям возможность поупражняться в грамматике, которой они в это время овладевают.
  • разыгрывание ролей, имитация деятельности взрослых. Ознакомление с социальными отношениями, нормами, традициями.
  • когнитивное развитие. Во время игры дети узнают о свойствах различных предметов, тех законах, которым они подчиняются. Играя в какую-либо конструктивную игру, дети извлекают для себя информацию, которую они могут использовать для расширения своих знаний.
  • развитие интеллектуальных способностей. Играя, дети могут беспрепятственно экспериментировать, при этом у них формируются сложные навыки.
  • развитие способностей к символизации. Совершенствуя навык замещения одного объекта другим, дети становятся способными объединять множество символов в сложные последовательности.
  • развитие мотивационной сферы. Отечественные психологи усматривают в процессе детской игры в раннем возрасте формирование двух важнейших особенностей мотивационной сферы. Во-первых, во время игры у ребёнка формируется соподчинение мотивов — подчинение ситуативных мотивов более общим, высоким. Во-вторых, происходит формирование самих мотивов более высокого типа, связанных с выполнением ребёнком взятых на себя обязанностей. Например, у ребёнка, играющего в кубики, мотив игры лежит не в том, чтобы сделать постройку, а в том, чтобы её делать, то есть в содержании самого действия.
  • развитие интереса к творческим видам деятельности (рисование, лепка, конструирование, пение).

Общеразвивающие игры для детей в домашних условиях, список игр:

1. Игра — «Кубики»

Двухлетний ребёнок вполне успешно справляется с возведением простых построек из кубиков и строительных наборов. Задача взрослого сводится к минимуму: начать постройку, «подтолкнуть» игру, так как ребёнок этого возраста не обладает образным мышлением и не может самостоятельно создать то, чего он себе не представляет, а вот продолжить начатое взрослым, пусть даже стереотипно, он вполне в состоянии. Обязательно нужно похвалить его постройки, даже если они кривобоки и некрасивы: гораздо выжнее оценить количество и разнообразие элементов строительного набора, которые ребёнок использовал. Ведь в ходе этой игры он практически овладевает представлением о геометрических формах и размерах фигур, о соотношении разных по размеру, но одинаковых по форме фигур, развивается координация его движений и тонкая моторика руки.


2. Игра — «Мозаика»

У ребёнка двух-двух с половиной лет слабо развито образное мышление, поэтому он пока не может использовать мозаику по её прямому назначению — для выкладывания узоров или картинок по образу — и тем не менее он вполне может играть с мозаикой.

Для начала ребёнка нужно просто научить вставлять «кнопки» мозаики в дырочки: это не так-то и просто для двухлетнего малыша. Пусть он делает это в любом порядке, пока не надоест; это прекрасное упражнение для развития тонкой моторики.

Следующее задание может быть сложнее: расположить элементы мозаики на одной линии или через определённый интервал между ними. Здесь требуется уже не только ловкость пальчиков, но и глазомер (образец задаётся взрослым).

Таких лини можно выложиться несколько, так, чтобы они различались по цвету: ведь даже если ребёнок ещё не пользуется понятием цвета, он способен выделить цвет как признак предмета и подобрать к нему другие предметы того же цвета (в данном случае — элементы мозаики); знание ребёнком названия цвета не обязательно, хотя, безусловно, назвать его надо. Задача взрослого состоит в том, чтобы дать ребёнку образец каждой линии, то есть начать её двумя-тремя элементами мозаики одного цвета и предложить ему продолжить линию такими же «кнопочками». Выполнение этого задания помогает развитию тонкой моторики, глазомера, способности к элементарному анализу и синтезу; попутно ребёнок знакомится с наименованиями цветов, хотя пользоваться ими он начинает позже.


3. Игра — «Найди ошибки»

Эта игра напоминает известный рассказ К. Чуковского «Так и не так». Взрослый заранее рисует картинку (художественные достоинства картинки не имеют ни какого значения), на которой допущено несколько ошибок. Начинать следует с одной достаточно грубой и заметной ошибки, а затем, по мере усложнения игры, довести количество ошибок до 5-6. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Игра направлена на развитие внимания и наблюдательности.


4. Игра — «Почини игрушки»

Для этой игры нужно подобрать простую игрушку, например машинку, и предоставить ребёнку возможность в течение нескольких дней поиграть с ней. В процессе игры ребёнок ознакомится с особенностями и возможностями данной игрушки. Затем незаметно, чтобы ребёнок не видел, «испортите» игрушку (например, на колесо машинки можно надеть резинку, которая  не даст ему крутиться). Цель игры заключается в том, чтобы ребёнок сам заметил неисправность и нашёл её причину.

Количество неисправностей в одной игрушке можно увеличивать до трёх, но каждая новая неисправность добавляется после того, как ребёнок научился находить предыдущую.

Игра направлена на развитие внимание, образного и логического мышления, требует определённой моторной ловкости.


5. Игра — «Оденем кукол»

Маленький ребёнок успешно знакомится с величиной предметов, сравнивая между собой однотипные предметы разного размера. Ребёнку дают двух кукол (большую и маленькую) и два комплекта одежды и объясняют, что куклам холодно, они хотят одеться, но перепутали всю одежду. Малышу предлагается помочь куклам. Не беда, если сначала ребёнок распределит вещи неправильно. Следует обратить его внимание на то, что одежда мала для большой куклы или велика для маленькой, и пусть он подумает ещё раз. Когда каждой кукле достанутся её вещи, ребёнка надо похвалить и подчеркнуть: «Большое платье — большой кукле, маленькое — маленькой. Большие туфли — большой кукле, а маленькие — маленькой». Задание можно усложнить, предложив ребёнку трех кукол разных размеров.


6. Игра — «Найди такой же»

Перед ребёнком раскладывают 4-6 однородных предметов, различающихся по цвету, величине, рисунку, и предлагают найти среди них такой же, как тот, что находится в руках у взрослого. Чтобы ребёнку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и делать при этом ошибки, которые ребёнок, конечно же, заметит. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия между которыми не так заметны.

Эта игра, требующая от ребёнка умения выделять различные признаки предметов, способствует развитию внимания, логического мышления.


7.  Игра — «Окошки»

Из листа цветной бумаги нужно вырезать кусочки в форме различных простых геометрических фигур. Этот лист с вырезанными «окошками» наклеивается на белую бумагу. Ребёнок должен разложить данные ему геометрические фигуры таким образом, чтобы они полностью закрыли белые «окошки». Не нужно заставлять ребёнка запоминать названия фигур, важно, чтобы он научился зрительно выделять такой признак предмета, как форма, и овладел навыком элементарного анализа, позволяющего сопоставить формы «окошки» и той геометрической фигуры, которую он в это окошко вставляет.


8. Игра — «Счётные палочки»

Обычные школьные счётные палочки прекрасно подходят для игры с двухлетним ребёнком. На ровной твёрдой поверхности взрослый начинает выкладывать из палочек какою-нибудь простую фигуру, добавляя каждый раз по одной палочке и предлагая ребёнку сделать то же самое из своей части палочек. Так, повторяя за взрослым каждый шаг, каждый элемент, ребёнок выложит аналогичную фигуру. Так ребёнок постепенно, по шагу овладевает действием по образцу, пока ещё в самой элементарной форме. Кроме того, это игра также требует от ребёнка некоторой моторной ловкости и глазомера.


9. Игра — «Магнитная азбука»

Магнитная азбука может надолго занять маленького ребёнка: он с удовольствием прикрепляет буквы к любой металлической поверхности — стенке холодильника, стиральной машине, подносу и пр. Ни в коем случае не следует заставлять ребёнка запоминать буквы: — это занятие пока лишено для него всякого смысла. 

Можно предложить ребёнку выбрать буквы определённого цвета, предварительно показав ему одну — две из них. Как и при игре с мозаикой, ребёнок может не знать наименований цветов, но выделить цвет как признак предмета он вполне способен.

Можно предложить ребёнку и более сложное задание — подобрать одинаковые буквы. Взрослый выбирает любую букву из набора и просит ребёнка найти такую же (как правило, в наборе есть 2-3 одинаковые буквы). Называть букву не надо, здесь она выступает просто как фигура определённой формы. Выполнение этого задания способствует развитию памяти (ребёнок должен помнить, как выглядит та буква, которую он ищет), внимания, учит ребёнка сравнивать предметы по форме, выделять сходство и различие.

Представляем вам полезные стать для развития детей в возрасте 1-3 лет:

Общеразвивающие игры для детей от 1 до 3 лет: 4 комментария

  • 11.03.2018 в 14:11
    Permalink

    Очень хорошая статья про общеразвивающие игры. Моей дочки 3 годика и мы уже начали практиковать данные игры. Софочке очень нравится, её настроение очень радует нас, родителей. Игры «окошки» и «найди ошибку» — ей очень интересны. Важно, что эти игры являются развивающими. Я даже раньше и не предполагала, что подобные игры способны развивать детей.

  • 19.04.2018 в 20:43
    Permalink

    Очень впечатляющие статьи. Общее развитие детей — полезно знать. Ведь действительно, существует множество нюансов в воспитании ребёнка. Дети в таком возрасте всё впитывают, познают, а после уже повторяют. По этому реально важно, научить детей общему развитию. Игры это самый достойный выход, ведь ребёнка можно завлечь именно игрой. Без игр было бы всё гораздо тяжелее. Ребёнку 1 годик, тоже делаем ему упражнения и завлекаем игрушками, а вот прочитав вашу статью, теперь знаем новые игры и будем обязательно практиковать.

  • 01.05.2018 в 23:30
    Permalink

    На сколько важно с детства развитие ребёнка именно с раннего возраста. Порой и не вериться, что простые игры могут помочь в общем развитии ребёнка. Классно, спасибо за статью.

  • 03.05.2018 в 14:25
    Permalink

    Игры интересные. Смотрю по комментариям, многим нравится эта статья, а ведь так и есть. Это полезные игры на общее развитие ребёнка. Жалко только картинок не хватает. Детей надо воспитывать правильно, и общеразвивающие игры это большая помощь! Обязательно ознакомлюсь с другими статьями на вашем сайте.

Добавить комментарий