Младший школьный возраст психология и тенденция развития

Младший школьный возраст — это особый период, когда в жизни ребёнка происходит перестройка всей системы его отношений с действительностью. У дошкольника имеется две сферы социальных отношений: «ребёнок — взрослый» и «ребёнок — дети». Эти системы связаны с игровой деятельностью — ведущей в данном возрасте. Однако игра в младшем школьном возрасте не только не теряет своего психологического значения, но продолжает развивать психические функции ребёнка.

Дети упиваются игрой, наслаждаясь чувством владения многими игровыми действиями. Но педагогам необходимо помнить, что попытка приспособить детей к учебной деятельности через игру себя не оправдают. Такое обучение увлекает ребёнка, но не помогает содействовать переходу к собственно учебной деятельности, не формирует ответственного отношения к выполнению учебных заданий.

В прошлой статье мы ознакомились с тенденциями развития в дошкольном возрасте. Пришло время рассказать о младшем школьном возрасте.

Особенности младшего школьного возраста, тенденции развития

Когда ребёнок поступает в школу, в его жизни появляется учитель. Отношения с которым начинают определять его взаимодействие не только с одноклассниками, но и с родителями. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. Учитель это не просто взрослый человек, он может вызывать и не вызывать симпатию у ребёнка. Он является официальным носителем общественных требований к ребёнку. Оценка, которую ученик получает на уроке, — это объективная мера его знаний, а не выражение личного отношения учителя.

Итак, ребёнок приходит в школу, и первая трудность заключается в том, что мотив, с которым он начинает учебную деятельность, не связан с содержанием этой деятельности. Как правило, это внешняя мотивация, навязанная ребёнку родителями или значимыми взрослыми. Формирование познавательной мотивации очень тесно связано с содержанием и способами обучения. Действительная мотивация имеет место, когда дети рвутся в школу, где им нравится и интересно проводить время.

Познавательные интересы младших школьников складываются постепенно. Они не могут возникнуть сразу при поступлении в школу, тем более если в дошкольном возрасте их воспитанию не уделялось должного внимания. Для маленького школьника выполнение интеллектуальных операций всегда связано с трудностями. Представим некоторые из них:

  • анализ звукового состава слова и анализ слов в предложении;
  • представление о количестве насыщены конкретным содержанием. Дети путают величину и количество;
  • определение понятий. Ребёнок исходит из практической значимости явления, не принимая во внимание его генезис.

Деятельность в младшем школьном возрасте

Все виды деятельности (учебная, игра, труд, самообслуживание) способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребёнок самостоятельно осваивает способы управления ими, что даёт прогресс в развитии речи. В умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками будущего формирования формально-логического мышления.

Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое единство личности — «Я». Ребёнок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

Следовательно, коррекционно-развивающая работа с дошкольниками и младшими школьникам является:

  • развитие познавательной сферы (мышления, речи, воображения, памяти, внимания);
  • коррекция трудностей учебной деятельности у младших школьников;
  • развитие навыков общения;
  • коррекция и развитие эмоциональной сферы;
  • развитие самосознания;
  • коррекция трудностей поведения и характера;
  • упражнения для работы с тревожным и застенчивыми детьми;
  • упражнения для работы с агрессивными и конфликтными детьми;
  • развитие моторики;
  • релаксационные игры и упражнения.

Добавить комментарий