Игры на развитие мышления и речи. (Дети 3-7 лет)

Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности. Развитие мышления приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления). Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

Игры на развитие мышления и речи:

развитие мышления

1) Игра: «Помоги художнику»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: Индивидуальная и групповая.

Возраст: 3-4 года.

Материал: простые рисунки, на которых дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т.д.)

Ход игры: ребёнку показывают рисунок, на котором есть не дорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т.д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.


2) Игра: «Собери цветок»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждому ребёнку выдаётся круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т.д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т.д.).

3) Игра: «На что похоже?»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко. Прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно. Треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, ёлка, египетская пирамида. Овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.


4) Игра: «Противоположности»

Цель: развитие мышления, общей осведомлённости, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжёлый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.п.


5) Игра: «Составление предложений»

Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразие, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий берёт наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.


развитие мышления

6) «Исключение лишнего»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий выбирает любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравниваться их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.


7) «Поиск аналогов»

Цель: научиться детей выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий называет какой-либо предмет или явление, например «вертолёт». Детям необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.


8) «Способы применения предмета»

Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ходи игры: называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использоваться как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на название безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.


9) «Поиск общего»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: берутся наугад два слова, так же мало связанных, например «тарелка» и «лодка». Следует выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Ответы могут быть стандартными («изделия человеческих рук», «имеют глубины»), и небесполезно попытаться найти побольше таких признаков. Но особенности ценятся необычные, неожиданные ответы, позволяющие увидеть эти предметы в совершенно новом свете; их оказывается не так уж и мало. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Можно ввести и качественные критерии: начислять дополнительные баллы за оригинальность.

Комментарии: эта игра учит в разрозненном, несвязном материале находить множества общих моментов, «состыковок» и даёт чёткое представление и степени существенности признаков.


10) «Поиск предметов по заданным признакам»

Цель:развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: ставится задача — назвать как можно большей предметов и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится «Назовите предметы, которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций, наподобие двери (она и закрывает, и открывает выход из помещения), выключателя (он и зажигает, и гасит свет)». Ответы могут быть банальными («водопроводный кран»), могут быть более далекими («рука»: и бьёт, и гладит), а могут быть и совсем неожиданными. Побеждает тот, кто дал наибольшее количество небанальных ответов.

Комментарии: эта игра формирует способность легко находить аналогии между различными непохожими предметами, быстро оценивать предметы с точки зрения наличия или отсутствия в них заданных признаков, быстро переключать мышление с одного объекта на другой.


11) «Поиск соединительных звеньев»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: задаются два предмета, например «лопата» и «автомобиль». Надо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Например, в нашем случае это могут быть «экскаватор» (с лопатой сходен по функции, а с автомобилем входит в одну группу — транспортные средства), «рабочий» (он копает лопатой и одновременно является владельцем автомобиля) и др. Допускается использование и двух-трех соединительных звеньев (лопата — тачка — прицеп — автомобиль). Особое внимание обращается на чёткое обоснование и раскрытие содержания каждой связи между соседними элементами цепочки. Побеждает тот, кто дал наибольшее число чётко аргументированных вариантов решения.

Комментарии: эта игра формирует способность легко и быстро устанавливать связи между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить предметы, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими предметами.


12) «Формулирование определений»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось бы несущественных. Побеждает тот, чьё определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Комментарии: эта игра учит четкости и стройности мышления, умению фиксировать существенные признаки, отвлекаясь от несущественных, а также способности одним «мысленным взором» охватывать массу разновидностей проявления одного и того же предмета, порой не похожих друг на друга. Особенно полезна эта игра для тех учащихся, которые испытывают трудности при формулировании или запоминании определений.


13) «Выражение мысли другими словами»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика.

Ход игры: берётся несложная фраза, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При это ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы при этом не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Комментарии: эта игра направлена на развитие способности легко оперировать словам, точно выражая свои мысли и передавая чужие. Известно, что критерием понимания чего-либо является свобода формы его выражения: то, что мы хорошо понимаем, мы можем легко выразить, используя разные слова. Но эта связь имеет и обратное проявление: понимание нередко достигается именно в тот момент, когда мы сумели выразить непонятную фразу другими словами, «перевели на свой язык».

Эта игра полезна и для формирования «социального мышления»: человек, легко выражающий мысль разными словами, сможет подбирать слова с учётом особенностей конкретной ситуации.


14) «Перечень возможных причин»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Ход игры: описывается какая-либо необычная ситуация, например: «Вернувшись из магазина, вы обнаружили, что дверь вашей квартиры распахнута». Надо как можно быстрее назвать побольше причин этого факта, возможных его объяснений. Причины могут быть банальными («забыл закрыть дверь», «залезли воры»), но не стоит отбрасывать и маловероятные, необычные (вплоть до прилёта марсиан). Побеждает тот, кто назовёт больше причин, и чем они разнообразнее, тем лучше.

Комментарии: эта игра развивает способность при решении любой проблемы или осмыслении любого явления сразу же искать широкий круг причин, чтобы можно было все их рассмотреть, проработать самые разные версии, не упустив из виду ни одной, и только после этого принять решение.


15) «Построение системы причин»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточки с алгоритмом.

Ход игры: задаётся некоторое событие, например: «Один человек вдруг неожиданно грубо ответил на вопрос другого». Надо назвать как можно больше возможных причин этого, пользуясь заданным (или созданным совместно в группе) алгоритмом причинного объяснения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно исходить из того, что причины события могут находиться в субъекте действия, его объекте и в ситуации; эта классификация сразу же задаёт поиск причин в трёх различных направлениях. Кроме того, в каждом из этих случаев причины могут быть преднамеренные и непреднамеренные, постоянные или временные, ближайшие или отдалённые и т.д. Следует рассмотреть все возможные пересечения этих различных классификаций и привести хотя бы по одной причине каждого вида (если это возможно). Вначале этот алгоритм может быть задан на карточке (в виде таблицы с обозначенными строками и столбцами, но пустыми клеточками или в виде классификационного дерева); постепенно он интериоризируется и станет надёжно работающим внутренним приёмом анализа любого явления, с которым знакомится учащийся.

Комментарии: Эта игра формирует установку на всесторонний анализ ситуации при понимании какого-либо явления. Она задаёт конкретные средства поиска всего спектра возможных причин. Кроме того, игра учит эффективно работать с классификациями явления по различным основаниям и быстро находить все его разновидности. При особом подборе задаваемых ситуаций игра может привести к дискуссии на темы порядочности и моральной ответственности.


16) «Перечень заглавий к рассказу»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: бумага и ручка для каждого ученика; небольшой рассказ.

Ход игры: берется не большой рассказ или сообщение. Например: «Некоторые дети не желают ни учиться, ни гулять — все свое время они проводят перед экраном телевизора. Отец двух таких мальчишек из Вашингтона придумал оригинальный способ борьбы с этой телевизионной лихорадкой. Он отключил телевизор от сети и присоединил его к небольшой динамо-машине, которую надо было приводить в движение, сидя на велосипедной раме и довольно усердно работая ногами, чтобы поддерживать нужное напряжение. После этого интерес мальчишек к телевизору заметно снизился». Надо подобрать к рассказу как можно больше заглавий, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными («Способ отучения детей от смотрения телевизора»), или формальными, т.е. по существу верными, но не схватывающими главное («Отец и сыновья»), или образными, яркими, эмоциональными («Велотелевизор»). Приветствуются ответы любого типа. Затем каждый отбирает у себя один или несколько лучших.

Комментарии: эта игра развивает способность выражать суть отрывка текста одной фразой. Эта способность лежит в основе таких приемов, как составление схемы текста или его плана. Чем более она развита, тем легче усваиваются тексты.


17) «Построение сообщения по алгоритму»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая (5-12 учащихся).

Возраст: 9-10 лет.

Материал: карточка с алгоритмом.

Ход игры: Участники игры договариваются, что, рассказывая о каких-либо известных событиях, предлагаемых ведущими или выбранных ими самими, будут четко придерживаться определённого общего для всех алгоритма. Алгоритмы могут быть разными. Например, удобно пользоваться следующим: факт (что произошло) — причины — повод — сопутствующие события — аналогии и сравнения — последствия. Это значит, что о чем бы ни шла речь, рассказчик должен обязательно фиксировать все отмеченные моменты именно в этой последовательности.

ПРОДОЛЖЕНИЕ В ДОРАБОТКЕ

Игры на развитие мышления и речи. (Дети 3-7 лет): 5 комментариев

  • 25.05.2017 в 11:16
    Permalink

    I’m not positive where you are getting your information,
    but good topic. I must spend a while studying more or figuring out more.
    Thanks for great information I used to be searching for this
    info for my mission.

  • 27.05.2017 в 18:34
    Permalink

    Hi, I think your site might be having browser compatibility issues.
    When I look at your blog site in Firefox, it
    looks fine but when opening in Internet Explorer, it has some overlapping.
    I just wanted to give you a quick heads up! Other
    then that, very good blog!

  • 30.06.2017 в 14:48
    Permalink

    ?Don’t come to feel lost — Greatestessay.com will clearly show you the way
    Students can typically come to feel that their tutors just don’t understand how hard the assignments they established are. Of course you don’t expect your college to give absent degrees without any do the job, even so it really would be exceptional if they offered some guidelines on how to carry out an assignment! But instead you’re just left to muddle your way through and hope that you’ve understood how to process the topic. This pressure is made worse by you having to fit some other obligations into your time. It’s no surprise then that on occasion your research paper or essay suffers as a result. But if your tutors won’t indicate you how to tackle your papers, you can find someone who will — GreatestEssay.com.
    We’ve been providing a custom made essay provider for plenty of happy and relieved students for years now, and would be only too happy to do the same for you. With the most effective essay composing services behind you, you’ll learn how to total any kind of assignment that you choose to care to order. Our skilled essay writers will make available you with the kind of paper that will do you proud, enabling you to definitely not only learn from the perfect how a ideal paper is written, but also get on with the a large amount of other demands on your time.
    Our essay writers say hello
    So who are the writers who are an essential part on the optimal essay provider within the market, and wanting to lend you their professional essay composing skills? They’ve all written more and more papers for our essay composing support, also as during their have studies. And they haven’t forgotten how difficult life might be for a student. Just about every of our writers remembers only too properly the challenges of trying to cope with papers they can’t understand! But that’s a extended time inside of the past, and since then they’ve acquired a wealth of knowledge and go through that they like to use for your personal benefit.
    Any time you’re feeling stressed and uncertain, they’re below to help alleviate your stress. Just ask us to «Write my essay», and we’ll locate the most beneficial essay writer to the job. Amongst them, our team can cover every conceivable question your tutor could established — and develop a paper that will enlighten you about how the greatest essays are put together. Our personalized essay crafting services really is really a lifesaver for stressed and overburdened students.
    Affordable prices meet large good
    Right now you’re thinking «But hang on — I can’t afford any essay company, let alone the most useful essay creating program!» Relax, seeing that we’ve now thought of that. We know that as a cash-strapped student you must have three things: an excellent paper, delivered speedily, at affordable prices. And we’re determined to provide you with all three in a single package. We ensure that our paper creating assistance is competitively priced, so that no student who needs our help has to struggle on alone for the reason that they can’t afford help.
    It’s certainly wise to order our paper as soon as potential, simply because you’ll spend even less as soon as you can give us a longer deadline. But even when you absolutely need your paper without delay, you’ll uncover that our rates are astonishingly reasonable to the high-quality on the company we provide you with. So even if you’re over a budget, you’ll be able to take advantage of our assistance and order that paper you so desperately ought. Oh, and we also offer generous discounts to make our products and services even considerably more affordable. You really can’t lose out as soon as you purchase a paper from us, so let us take absent your worries and get to operate on producing the assignment of your dreams!

  • 23.09.2017 в 08:45
    Permalink

    Игры на развитие мышления это реальный способ развивать детей. Сам практикую очень давно подобные игры, у меня двое детей и каждый прошёл через подобные игры. Отличная статья, надеюсь многие родители найдут подобные игры.

  • 27.09.2017 в 22:58
    Permalink

    Благодаря такой программе, можно отлично помочь дошкольникам для интенсивного освоения навыков чтения, письма, счета и развития логического мышления.

Добавить комментарий