Игры на развитие мышления и речи для детей 3 — 8 лет

Восприятие, внимание, память в дошкольном детстве характеризуются нарастанием элементов произвольности. Развитие мышления приобретает форму наглядно-образного (осваиваются и элементы понятийного мышления). Речь начинает выполнять функции планирования и регуляции деятельности, активно развивается воображение.

Детские игры на развитие мышления и речи:

Игра «Помоги художнику»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Форма игры: Индивидуальная и групповая.

Возраст: 3-4 года.

Материал: простые рисунки, на которых дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т.д.)

Ход игры: ребёнку показывают рисунок, на котором есть не дорисованный элемент. Он должен сказать, чего не хватает.

Для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т.д.). Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные детали.


Игра «Собери цветок»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждому ребёнку выдаётся круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т.д.). Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т.д.).


Игра «На что похоже?»

Цель: развитие операции классификации.

Форма игры: групповая.

Возраст: 5-6 лет.

Ход игры: каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-либо геометрическую форму и собирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Набор: круг — пуговица, тарелка, таблетка, часы, мяч, яблоко. Прямоугольник — чемодан, кирпич, портфель, телевизор, книга, дом, окно. Треугольник — крыша дома, сложенная из газеты шапка, воронка, ёлка, египетская пирамида. Овал — огурец, слива, яйцо, рыба, лист.

развитие мышления у ребёнка


Игра «Противоположности»

Цель: развитие мышления, общей осведомлённости, быстроты реакции, внимания.

Форма игры: индивидуальная и групповая.

Возраст: 4-6 лет.

Ход игры: ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжёлый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.п.


Игра «Составление предложений»

Цель: развитие способности быстро устанавливать разнообразие, иногда совсем неожиданные, связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий берёт наугад три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Детям дается задание составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь упустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами, и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере»), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»). Выигрывает автор самого интересного предложения.


развитие мышления

«Исключение лишнего»

Цель: развитие мышления.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий выбирает любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Детям дается задание оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Комментарии: Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим, не зацикливаясь на них. Игра учит также одновременно удерживать в поле мышления сразу несколько предметов и сравниваться их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним-единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.


«Поиск аналогов»

Цель: научить детей выделять в предмете самые разнообразные свойства и оперировать в отдельности с каждым из них, формирование способности классифицировать явления по их признакам.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ход игры: ведущий называет какой-либо предмет или явление, например «вертолёт». Детям необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся); «автобус», «поезд» (транспортные средства); «штопор» (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.


«Способы применения предмета»

Цель: развитие способности концентрировать мышление на одном предмете, умения вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.

Форма проведения: групповая.

Возраст: 5-10 лет.

Ходи игры: называется какой-либо хорошо известный предмет, например «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использоваться как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т.д. Следует ввести запрет на название безнравственных, варварских способов применения предмета. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.


Благодаря такой программе, можно отлично помочь дошкольникам для интенсивного освоения навыков чтения, письма, счета и развития логического мышления. Предлагаем Вам список групповых игр на развитие мышления у детей в возрасте 9-10 лет.

Игры на развитие мышления и речи для детей 3 — 8 лет: 5 комментариев

  • 23.09.2017 в 08:45
    Permalink

    Игры на развитие мышления это реальный способ развивать детей. Сам практикую очень давно подобные игры, у меня двое детей и каждый прошёл через подобные игры. Отличная статья, надеюсь многие родители найдут подобные игры.

    Ответ
  • 10.04.2020 в 08:36
    Permalink

    Прикольные детские игры. Попробовали игру «помоги художнику» и нам очень понравилось. Сейчас, в условиях пандемии ищем чем заниматься дома с семьёй, и находим много полезного. Спасибо вам список игр.

    Ответ
  • 01.05.2020 в 12:53
    Permalink

    Игры очень интересные, нам с сынишкой понравились.

    Ответ
  • 13.05.2020 в 09:53
    Permalink

    Игры интересные, мы попробовали несколько игр с сыном. Сейчас стараемся время с пользой проводить, больше активности. И я считаю, что подобные игры на развитие речи и мышления ребёнка это вообще находка. Спасибо большое

    Ответ
  • 15.05.2020 в 17:06
    Permalink

    Хорошая подборка игр на вашем сайте, для развития мышления детей. У меня раньше была книга по развитию детей в дошкольном и в школьном возрасте, так вот там были эти игры. Книгу эту увы не могу найти, как переехала в другой город, так много литературы потерялось. А эти игры которые представлены на вашем сайте точно помню, что были включены в ту книгу. Просто мы практиковали их в кружке для детей, который организовывали с мужем. Вот хотим теперь это в новом городе реализовать.

    Ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.